Проблемы трудовой занятости инвалидов

fpg

Роль воспитания, профессиональной и психологической подготовки к трудовой деятельности.

Абрамова, Л.М

В процессе социальной реализации каждого человека проблема трудовая занятости и трудовой деятельности занимает важное значение.

От этого зависит не только его материальное благополучие, но и развитие его личности, душевная комфортность и организация семейных отношений.

Для инвалидов решение этой проблемы усложняется не только наличием ограниченных возможностей здоровья, но и плохой профессиональной и психологической готовностью к трудовой деятельности.

Поэтому им сложно конкурировать на рынке труда со здоровыми людьми, не только из-за дискриминации, особому отношению работодателей, но и по своим деловым качествам и нередко отношению к работе.

Создание доступной среды жизнедеятельности, организация специально оборудованных рабочих мест и условий для трудовой деятельности инвалидов - всё это очень необходимо.

Но, и работодатель при приеме на работу, хочет иметь квалифицированного, дисциплинированного и исполнительного работника, который будет выполнять свои трудовые обязанности качественно, пусть медленнее, но качественно.

Здесь мы часто встречаемся с проблемой неготовности к трудовой деятельности самих инвалидов, особенно это относится к инвалидам с детства.

Анализ социального портрета большинства инвалидов детства показывает, что характерными чертами их личности являются: недостаточная активность, пассивность, беспомощность, чувство собственной «неполноценности», обособленность от окружающих, обидчивость, неадекватное восприятие отношения к себе окружающих

Это обусловлено существующей системой их воспитания, обучения и социального обеспечения (специализированный детский сад, специализированная школа, постоянная опека родителей). Всё готовое, никаких обязанностей, одни «права».

В результате у многих из них с малых лет формируется определенный комплекс взаимоотношений с обществом (иждивенчество) - не я сам должен строить свою жизнь, а все должны заботиться обо мне.

И, поэтому, довольно часто, их энергия, для реализации своих желаний, создания жизненного благополучия, направлена не на трудовую деятельность, а на «пробивание» для себя тех или иных благ, субсидий или льгот.

У многих из них эта пассивная жизненная позиция закрепляется при встрече со сложными жизненными ситуациями и трудностями профессионального образования и трудоустройства.

Они не умеют и психологически не готовы активно действовать и разрешать сами свои проблемы. А ждут и требуют помощи.

Поэтому для решения проблем с трудоустройством инвалидов, нужно на государственном уровне решать и проблему гражданского воспитания инвалидов детства, психологической и профессиональной подготовки из к трудовой деятельности и вообще жизни в обществе с детства, т.е. воспитание у них активной жизненной позиции.

Частично эту проблему может решить ранняя интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников. И это не должна быть кампанейщина, как у нас обычно делается, а индивидуальная интеграция с учетом возможностей ребенка, подростка или молодого человека.

Проблемой трудовой занятости инвалидов нужно заниматься со школьного возраста.

Нередко, инвалид не имеет возможностей приобрести желаемую специальность и получить желаемое профессиональное образование, ещё и потому что в обществе сложилось отношение к ним, не только как к учащимся с ограниченными возможностями здоровья, а как людям с ограниченными способностями к обучению и не способными овладению целым рядом специальностей

В результате, у большинства из них часто ограничены возможности в выборе желаемого и доступного по состоянию их здоровья профессионального обучения.

В системе общего образования (дети с ОВЗ) профессиональная ориентация, т.е. выявление склонностей к определенной специальности и соотнесение её к возможностям здоровья подростка или молодого человека, практически не проводиться.

Профессию выбирают родители и случай. А нужна эта профессия молодому человеку или нет – это не учитывается. Отсюда часто и отношение молодого человека к работе, как к «каторге».

Такой работник работодателю не нужен. Работать он не хочет, требует к себе особого отношения и хорошей зарплаты, только за свое присутствие и в любой момент он может отказаться от работы – она ему неинтересна.

Поэтому нередко бывает - сколько его не трудоустраивай – он работать не будет. Есть пенсия, есть государственные институты социальной помощи, есть НКО, которые не бросят в беде. Многие, кто занимается трудоустройством инвалидов, с этой проблемой встречаются довольно часто.

Поэтому, необходимо для решения проблем трудовой реализации молодого человека выявлять его личностные возможности реализации в определенной профессии, и воспитывать ответственное отношения к труду, к трудовым взаимоотношениям ещё в подростковом возрасте. Это одна из предпосылок к достойному трудоустройству.

Если инвалидность наступила в результате травмы или болезни, возникают как психологические, так и профессиональные проблемы с готовностью к трудовой деятельности. Они другого характера, но они часто решаемые.

Необходимо создать систему («институт») профессиональной психологической диагностики, который помогал бы молодёжи с ОВЗ в выборе профессии, и осуществлял психологическое сопровождение трудовой деятельности инвалидов.

Для полноценной трудовой реализации, кроме льгот при получении профессионального образования молодым инвалидам, нужно чтобы уже при обучении, решались проблемы с их трудоустройством путём прохождения производственной практики или временной работой (подмена, временно отсутствующего работник) у будущего работодателя.

Конечно, государство обязано предоставить определенные льготы и для работодателя, так как он при этом будет нести некоторые материальные потери.

При организации трудовой занятости (трудоустройство и трудовая деятельность) инвалидов большую проблему практически всегда создают их правовая безграмотность и неумение пользоваться как своими гражданскими правами, так и исполнять свои обязанности.

Большинство из них, практически не знакомо ни своими Конституционными правами и обязанностями, ни с трудовым и гражданским законодательством и законодательством о защите прав инвалидов.

Эта очень часто является причиной неумения инвалидов пользоваться своими правами и отстаивать их, возникновения сложностей при трудоустройстве и разрешении конфликтных ситуаций в отношениях, как с работодателями, так и другими участниками трудового процесса. Это мешает карьерному росту и, довольно нередко проявляется в их завышенных требованиях к обществу.

Без готовности человека к трудовой деятельности, его желания трудиться, уверенности в себе и в том, что свою жизнь он должен строить сам, а государство только обязано создать условия для его самореализации, проблему трудовой занятости и трудовой деятельности не решить.

Новые материалы

04.11.2021

Роль родителей в социализации ребёнка с нарушением слуха

Ни одна семья, планируя ребёнка, не готовит себя к тому,...
02.11.2021

Семья и духовно-нравственное развитие ребёнка-инвалида

проект «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением...
01.11.2021

Театр и социализация детей с нарушением слуха

социальный проект-победитель конкурса грантов ФПГ Театральное искусство близко и понятно всем...

Новости

23.12.2022

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО ОТ НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ

- Давай, ты будешь Настенькой, а я – Снеговиком, и...
09.08.2022

Театральное искусство и социализация ребенка

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
09.08.2022

Главный тренд в настоящее время — ранняя профориентация.

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
Все новости
Войти /
Сейчас на сайте
Никого
Поиск
Мы в соц. сетях