image012

Применение аппарата VERBOTON в реабилитации

Владимир Козина

Первоначальное воодушевление, вызванное хорошими результатами слышимости у лиц с установленной искусственной улиткой, к сожалению, во многих случаях быстро спадает.

Это происходит в основном потому, что слышимость сама по себе не означает автоматически разборчивость речи, а также ее быстрое спонтанное развитие. Развитие слушания и речи у лиц с нарушениями слуха, которым установлена искусственная улитка, нужно поддержать профессиональной реабилитацией и обучением.

Верботональная аппаратура в качестве технической базы ВТ-метода может внести значительный вклад в этот процесс.

Основные положения Верботональной теории (Губерина, 1954) которые применяются для реабилитации слушания глухих и слабослышащих лиц, использующих классические слуховые аппараты,  могут столь же успешно применяться и для реабилитации слушания лиц, которым установлена искусственная улитка.

Установкой искусственной улитки достигается отличный (хотя и прерывающийся) порог слышимости тона.

Но информационный объем звукового сигнала, которым через процессор и    два десятка    электродов стимулируются слуховые нервные окончания в Кортиевом органе,  значительно меньше по сравнению с информационным объемом здорового органа слуха, который   стимулирует 23 500 чувствительных волосков..

К сожалению, лицо с установленной искусственной улиткой всё равно является лицом с нарушением слуха.

Если слуховой путь от Кортиева органа через слуховой нерв вплоть до слуховой коры не поврежден, то слуховой процесс на этом пути функционирует очень похоже , как у лиц с кохлеарным имплантатом, так и у лиц которые используют классические слуховые аппараты.

На упомянутом слуховом пути и у одних, и у других на всех уровнях действует механизм латерального торможения, с помощью которого идет " настройка четкости " (фокус) звуковой картинки и осуществляется селективное слушание.

Это служит основой для процесса восстановления слушания и развития речи. Однако, существуют различия в информационном объеме и структуре сигнала, который из внешнего мира доходит до уровня слуховых нервных окончаний в Кортиев орган. В этой, биомеханической части слухового пути нет физиологических механизмов, которые бы локально сделали возможными обучение и реабилитацию.

Взрослый человек с установленной искусственной улиткой и постлингвальным статусом, как представитель самой оптимальной группы, непосредственно после вживления искусственной улитки, слышимость любого звука описывает как неразборчивый шум. С точки зрения теории сигнала - это так называемый детерминированный шум, который очень тесно коррелирован с примарным звуковым раздражителем, но из-за своей сложности неразборчив, и поэтому поначалу и воспринимается как шум.

Конструкция системы искусственной улитки дает возможность присоединения к одному звуковому сигналу соответствующих, всегда практически одинаковых, электрических стимулов окончаний слухового нерва.

Так как в этом процессе стимуляции получается высокая повторяемость стимулов, то человек может научиться распознавать и имитировать новые и сложные звуковые формы. Процесс обучения человек может быть более или менее успешным, как и при любом другом обучении, и   его эффективность может быть значительно увеличена выбором хорошей методики и подготовленного учителя.

В течение нескольких месяцев после вживления искусственной улитки упомянутый человек уже описывает звуковые стимулы не как неразборчивый шум (хотя электрическая стимуляция остается такой же или похожей), а как более или менее понятные слова. Само по себе напрашивается сходство с изучением какого-то совершенно незнакомого иностранного языка, с трудностями, вызванными сниженной способностью слухового восприятия.

У изначально глухого ребенка, которому искусственная улитка установлена без предварительной реабилитации    (представитель самой неблагоприятной группы),  несомненно, есть слышимость речевых стимулов. Но ребенку их очень трудно разобрать и имитировать из-за их сложности. Поэтому ему особенно необходима помощь трудолюбивого и знающего квалифицированного реабилитатора, который пользуется эффективными методами реабилитации.

С момента своего появления Верботональный метод применяется не только в области реабилитации слуха и коррекции речевых нарушений. Он применяется,   как отдельный метод в изучения иностранных языков.

В области реабилитации слуха и речи Верботональный метод использует модель естественного развития речи детей с нормальным слухом.

Известно, что в первый год жизни речевая коммуникация с ребенком устанавливается простым  голосением, агуканьем. В действительности это богатый набор ритмических и интонационных вариаций простых речевых элементов, слогов, которые в акустическом смысле относятся к области самых низких частот спектра речи. Описанную акустическую коммуникацию интенсивно сопровождает соматосенсорная и визуальная коммуникация (естественные жесты), и ритмика тела ребенка. Ритм и интонация, как элементы речи, с ее  развитием не теряют своего значения, даже наоборот, в развитой речи они являются одними из важнейших элементов.

Верботональный метод реабилитации лиц с нарушениями слуха исходит от самого человека и его индивидуальных оптимальных возможностей. В начальных стадиях реабилитации эти  возможности часто совпадают с начальной фазой естественного процесса развития речи.

В восприятии очень низких частот, которые содержат ритм и интонацию, лицам с нарушениями слуха в значительной степени помогают соматосенсорный  и вестибулярный органы.  Эти органы возбудимы звуковыми волнами в среднем и низкочастотном слуховом диапазоне, а особенно в инфразвуковом диапазоне речевого спектра.

Стимуляция соматосенсорного и вестибулярного органа речевым сигналом является сильной поддержкой в реабилитации лиц с нарушениями слуха.

В связи с этим,   для Верботональной реабилитации разработаны и сконструированы специальные электроакустические аппараты, которые с помощью специальных преобразователей, кроме стандартного аудиочастотного диапазона, передают и инфразвуковой спектр вплоть до нижней предельной частоты 1 Гц.

Новое поколение этих аппаратов конструируется и собирается на новых технологических основаниях, что постоянно повышает их функциональные и технические качества.

Во всех процессах Верботонального метода реабилитации лиц с нарушениями слуха всегда стараются использовать оптимальные     индивидуальные возможности и остатки   слуховой перцепции у лиц без искусственной улитки, или, недавно осуществленной, слуховой перцепции у лиц с вживленной искусственной улиткой.

Технически это достигается выбором преобразователя (трансдуктора) и модификацией частотной характеристики с помощью специальных фильтров, встроенный в верботональные аппараты (оптимальное слуховое поле).

Современные системы искусственной улитки не дают возможности для прямого восприятия низких и очень низких частот звукового спектра. Причина заключается в отсутствии глубокого проникновения пучка электродов в канал улитки (инсерция / вставка). Это ограничение техническое и оперативно хирургическое.

Из физиологии чувства слуха известно, что область раздражимости низкими частотами находится в верхней части улитки, а эта часть является недоступной для современной технологии установки электродного пучка.  Этот недостаток частично компенсируется   методом амплитудной модуляции  стимула низкочастотной частью спектра на всех электродах. Реконструкция    виртуальной высота тона, как физиологический механизм слухового ощущения, может также помочь восприятию интонации, но уже в фазе развитого слушания.

Производители систем искусственной улитки    приводят 100 Гц как нижний предел частоты. Но, опыт показывает, что эта информация  достаточно "натянута". Предполагается, что, реально, эта частота составляет не ниже 300 Гц.

Таким образом, ритм и интонация речи системой искусственной улитки не воспринимаются достаточно хорошо.

Поскольку они являются важными элементами для развития речи и ее долгосрочного качества, то есть необходимость добавить их параллельными каналами, такими как соматосенсорный орган, вестибулярный орган, а также остальными видами природной перцепции низких частот в обоих ушах.

Под названием "электроакустическое слушание" практикуется дополнительная звуковая стимуляция на оперированном ухе или  на ухе, в которое не установлена искусственная улитка.

В фазе реабилитации можно использовать Верботональный аппарат и специальный наушник для одного уха, а конечным  результатом  является употребление дополнительного классического (электроакустического) слухового аппарата для неоперированного ухо.

На первый взгляд мог бы ожидаться беспорядок в перцепции в связи с параллельной многоканальной одновременной стимуляцией речевым сигналом. Система искусственной улитки представляет собой один канал с электроневрологическим стимулом слухового чувства,  и остальные – это дополнительные электроакустические каналы для стимуляции соматосенсорного и вестибулярного чувства и остатка природной слышимости низких частот неимплантированного уха.

Эта дополнительная стимуляция осуществляется с помощью верботонального аппарата и соответствующих низкочастотных преобразователей. В случае появления неблагоприятного информационного взаимодействия указанных каналов, это может ухудшить разборчивость речи и замедлить процесс ее развития.    До такого конфликта стимулов все же не доходит, поскольку реабилитация осуществляется по методическим фазам, а спектр упомянутой  низкочастотной и инфразвуковой стимуляции ограничен крутым   низкопропускным фильтром. В этом частотном диапазоне находятся только спектральные компоненты ритма и интонации, которые помогают восприятию и развитию речи, но не мешают разборчивости, достигнутой искусственной улиткой.

Описанные каналы дополнительной акустической стимуляции существуют в окружении и без применения верботонального аппарата. Не надо забывать, что мы постоянно подвергаемся потряхиваниям и прикосновениям вибрирующих предметов, и что синергия наших чувств, всё равно, существует и очень эффективно работает.

Исследования показали, что в электроакустическом слушании возможна объединенная центральная перцепция звукового сигнала, порожденная электрическими стимулами (искусственная улитка) и одновременными параллельными акустическими стимулами остатков акустической слышимости обоих ушей, а также стимуляцией соматосенсорного и вестибулярного чувства.

Для этой цели параллельно с системой искусственной улитки в процессе реабилитации необходимо использовать стимуляцию низкочастотным и инфразвуковым диапазоном речевого спектра с помощью верботональных аппаратов и соответствующих преобразователей, таких как вибратор, вибростул, вибростол или качественная  низкочастотная колонка.

С точки зрения Верботональной теории описанный ранее подход к реабилитации является логичным и абсолютно необходимым, особенно для маленьких детей с вживленным кохлеарным имплантатом. Это особенно необходимо в случае,    когда адекватная предварительная реабилитация слушания не была проведена.

Интересно, однако, что взрослым людям с установленной искусственной улиткой и постлингвальным статусом, по их словам, недостает нижней части звукового спектра и это постоянно, а не только во время реабилитации.

В интернете, на соответствующих веб-сайтах видно, что производители кохлеарных имплантатов тоже заметили недостаток восприятия низких частот. Поэтому проводятся интенсивные исследования с целью одновременного комбинированного слушания с помощью искусственной улитки и классического слухового аппарата, используя остаточный слух в области низких частот на том же или другом, неимплантированном ухе. Они также используют термин электроакустическое слушание.

Это, безусловно, является еще одним подтверждением оправданости применения верботонального метода и его аппаратов и аксессуаров в реабилитации слушания лиц с установленной искусственной улиткой.

Некоторые взрослые люди с установленной в постлингвальной фазе искусственной улиткой могут хорошо описать отдельные степени слухового восприятия в течение длительного процесса реабилитации, что имеет очень большое значение для понимания описанных выше механизмов.

Таким образом, мы приходим к вышеупомянутым выводам о первоначальном восприятии детерминированного шума, который постепенно становится яснее и превращается в речевые элементы. При этом, безусловно, проще и быстрее идет овладение спектрально более простыми структурами.

На этом основании автор данной статьи делает вывод, что во время реабилитации слушания и обучении и развитии речи у лиц с установленной искусственной улиткой, очень полезно освободить звуковой спектр от балласта ненужных компонентов (фильтрировать). Это и предусмотрено в Верботональном методе .

Внешняя часть системы искусственной улитки (карманная или заушная модель) содержит электроакустическую часть, которая практически идентична входной части классического (электроакустического) слухового аппарата. Она содержит встроенный микрофон, и подходящие электронные соединения: предусилитель, ручную регулировку усиления, соединения для компрессии, автоматическую регуляцию усиления, AVC (АРУ), лимитаторы и выходной усилитель.

В классическом слуховом аппарате сигнал из выходного усилителя заканчивается в наушнике, а во внешней части искусственной улитки аудиосигнал из выходного усилителя идет в речевой процессор, где выполняется обработка сигнала для электрических стимулов, которые через внутреннюю часть системы следуют к пучку электродов искусственной улитки.

Из-за миниатюризации встроенный микрофон маленького размера. Это приводит к относительно низкой чувствительности, и, следовательно, заметно плохому соотношению сигнал-шум.

В заушном варианте внешней части системы искусственной улитки встроенный микрофон расположен неблагоприятно. Голова пациента заслоняет и уменьшает амплитуду звуковых волн, которые приходят с передней противоположной стороны (существенно для всех частот выше 800 Гц). Это еще больше ухудшает соотношение сигнал-шум и вызвает линейные искажения в спектре сигнала. Так  расположенный, микрофон находится относительно далеко от источника (рот собеседника), и поэтому принимает звуковые сигналы в, так называемом, отдаленном звуковом поле, где к примарному звуку добавляется эхо помещения и шум окружения.

Поэтому в итоге мы получаем сигнал относительно низкого электроакустического качества и в своей сложности перегружен окружающей акустикой (эхо и шум). В упомянутых акустических условиях трудности с разборчивостью есть и у лиц с нормальным слухом.

На сегодняшний день аудиотехника не решила проблему неблагоприятного воздействия окружающей акустики на звуковую картинку речевого сигнала, когда источник (рот говорящего) отдален от микрофона более чем на тридцать сантиметров. Поэтому микрофон телефона держат прямо перед ртом, а репортеры и ведущие, если им нужны свободные руки, используют наголовные держатели, которые позволяют соблюдать расстояние рот-микрофон всего несколько сантиметров. Даже в студии звукозаписи (радио и телевидение), где уровень шума и время реверберации сведено к минимуму, микрофон не ставится дальше от отворота пальто спикера (примерно 30 см ото рта).

Увеличение расстояния вызывает заметное снижение разборчивости речи даже у слушателей с нормальным слухом, хотя громкость компенсируется электронным усилением. Подчеркнем, что студийные микрофоны из-за их величины обладают значительно большей чувствительностью (более 20 дБ), чем микрофоны, встроенные в речевые процессоры систем искусственной улитки.

Самая большая проблема, вызванная упомянутыми недостатками встроенного микрофона, в том, что пациент плохо слышит свою речь (загруженную шумом, окружающей акустикой и искажением спектра). Это в стадии реабилитации слушания, обучения и развития речи является трудно преодолимым препятствием.

Чтобы уменьшить описанный недостаток конструкторы систем искусственной улитки и классических слуховых аппаратов предусмотрели коннектор для прямого подключения отдельного внешнего микрофона большей чувствительности, который держат в руке и ставят близко к источнику (рот говорящего).

Большинство производителей систем искусственной улитки в основном комплекте доставляют и упомянутый внешний микрофон со шнуром длиной около 1 м.

Согласно знаниям автора этой статьи, тот вариант недостаточно используется из-за миниатюрности и нежной конструкции соединительного коннектора, который должен находиться на самом корпусе речевого процессора.

Не забывайте, что более 60% объема заушного речевого процессора занимают батарейки, а в остальную часть должна разместиться вся электроника с преобразователями и подключениями.

Конструкторы предусмотрели на всех системах искусственной улитки коннектор и соответствующие шнуры для прямого (электрического) подключения аудиосигнала из дополнительных электроакустических устройств, таких как репродукторы компакт-дисков, мини-дисков, кассет, радио, телевизора, компьютера или других электроакустических источников.

Если речь идет о упомянутых источниках с батарейками, то в соединительном шнуре должен быть маленький изоляционный трансформатор и подходящий аттенюатор сигнала.

Простые шнуры многие производители поставляют в основном комплекте, а шнуры с изоляционным трансформатором предлагаются как дополнительные аксессуары.

Описанным прямым подключением аудиосигнала достигается наилучшее соотношение сигнал- шум и полностью избегается неблагоприятное влияние эха и шум окружения. В повседневной практике использование этого подключения в заушных процессорах также затруднено из-за механической нежности миниатюрного коннектора.

С той точки зрения карманные варианты процессоров имеют преимущество, так как для подключения внешнего сигнала обычно используют стандартные аудиоконнекторы диаметром 3,5 мм, конструкция которых гораздо более надежная.

На такой коннектор, через упомянутый шнур, можно подключить и сигнал из соответствующего верботонального аппарата и тем самым улучшить реабилитацию слушания по Верботональному методу.

Производитель аппарата VERBOTON, как специальный аксессуар, поставляет и соответствующий адаптер с изоляционным трансформатором.

Поскольку многие общественные места (концертные залы, церкви, музеи и т.д.)  "озвучены" индуктивными  петлями (магнитным полем), то у большинства систем искусственной улитки в их внешней части есть встроенные катушки для индуктивного приема аудиосигнала. Эти катушки позволяют пациенту звонить по стандартному телефону, поэтому «разговорно» их называют "телефонные катушки".    Прием аудиосигнала из какого-то источника с помощью "телефонной катушки" дает возможность выключить встроенный микрофон.

Это устраняет окружающие шумы и эхо помещения, и так достигается значительно лучшее соотношение сигнал-шум.

Из-за миниатюризации встроенная "телефонная катушка" должна быть маленькой, что при слабом магнитном поле не всегда дает достаточно сильный сигнал. Поэтому конструкторы речевых процессоров предусмотрели возможность подключения внешней катушки, которая имеет достаточно высокую чувствительность для приема и слабых магнитных полей.

С помощью специального электроусилителя мощности и небольших индивидуальных магнитных петель, которые одеваются на шею пациента или устанавливаются в элементы мебели (стол, стул и т.п.), можно через встроенную "телефонную катушку" в систему искусственной улитки ввести сигнал из уже упомянутых дополнительных электроакустических источников (CD, мини-диск, ТВ и т.д.).

Для целей реабилитации слушания, развития и коррекции речи по Верботональному методу, производитель аппаратов VERBOTON, как специальные аксессуары, поставляет индивидуальные магнитные петли для прямого подключения к аппаратам VERBOTON.

Таким образом, можно аппаратами VERBOTON и магнитным полем «озвучить» и помещение для групповой реабилитации и обучения детей с искусственной улиткой. Уже существующие комнатные (классные) установки с распределительными коробками для наушников и вибраторов нужно только оснастить отдельными петлями или соответствующим образом выполненной групповой петлей.

Индивидуальной магнитной петлей и Верботональным аппаратом достигается очень хорошее электроакустическое качество сигнала, а сам перенос электрически бесконтактный.  Это дает большое манипулятивное преимущество перед прямым внесением сигнала с помощью соединительного кабеля и коннектора на корпусе речевого процессора, имея в виду, что упомянутый коннектор у заушного процессора из-за миниатюризации очень мал, и следовательно нежен, иногда неудобен и чувствителен к механическим повреждениям.

Насколько знает автор, эта возможность не используется достаточно часто ни в реабилитации, ни в повседневном слушании.

Описанная технология индуктивной петли  и ?телефонной катушки? для систем искусственной улитки целиком и полностью взята из технологической традиции классических слуховых аппаратов.

Речевой процессор, как внешнее устройство системы искусственной улитки, имеет еще одно, функционально очень интересное, подключение - выход для контроля акустического сигнала.

Большинство производителей в основном комплекте поставляют маленький наушник с соединительным шнуром и коннектором, который можно подключить к соответствующему соединительному гнезду (коннектору) речевого процессора. С помощью этого наушника родитель или реабилитатор могут подслушивать акустический сигнал в точке входа соединения для подготовки электрических стимулов кохлеарного имплантата.

Таким образом, можно быстро проверить правильность электроакустической части самого устройства, а и качество обработанного звука независимо от того, получен ли он внутренним или внешним микрофоном, напрямую через шнур или индуктивной петлей из какого-либо внешнего источника. Благодаря этому подключению автор этой статьи смог слушанием и измерением электроакустических параметров проверить, выше приведенные, утверждения о акустическом качестве сигнала речевых процессоров некоторых трансдукторов.

До сих пор, мы упоминали начальную стадию Верботональной реабилитации детей с искусственной улиткой и прелингвальным статусом.

Мы указали на необходимость параллельной низкочастотной звуковой и инфразвуковой стимуляции.

Такую стимуляцию мы можем осуществить аппаратами VERBOTON G10 и VERBOTON G10M с помощью вибрирующих преобразователей (вибратор и вибростол), с целью перцепции ритма и интонации как основных элементов развития речи.

В более продвинутых стадиях слуховой реабилитации и развития речи нужно употребить аппараты VERBOTON G20 и VERBOTON G30L с богатым выбором частотных характеристик и оснащенных, уже упомянутыми, аксессуарами такими как соединенительный шнур, индивидуальная индуктивная петля, вибратор и качественная колонка.

Во всех стадиях реабилитации в набор аппаратов стоит включить качественное устройство для записи и воспроизведения звука (например: минидиск или ПЭВМ), а время от времени и видеокамеру. На каждой стадии реабилитация должна быть индивидуальной. Частотная характеристика должна быть оптимизирована фильтрами для каждой стадии развития речи.

Во входном речевом сигнале есть множество неважных компонентов, маскировкой затрудняющих перцепцию, а тем самым и произношение по данной звуковой модели.

Фильтрацией эти компоненты необходимо удалить, а важные выделить.

Лица с установленной искусственной улиткой имеют различающееся слуховое восприятие по этиологическим, физиологическим и оперативно-техническим причинам. Лучшие результаты в развитии речи достигаются настройкой (оптимизацией) соответствующих индивидуальных частотных характеристик. Сходство с оптимальным слуховым полем для реабилитации слушания лиц, использующих классические слуховые аппараты, не случайно.

По данным проведенных исследований и у человека со здоровым слухом есть индивидуальная оптимальная частотная характеристика, с помощью которой достигается максимальная разборчивость.

Даже в более успешных стадиях развития речи остаются закоренелые ошибки, которые можно корригировать логопедическим методиками с использованием аппарата VERBOTON G30L и его фильтров для извлечения «оптималей» звуков. Эти фильтры используются и для коррекции ошибок родного языка, и при изучении иностранного языка людьми с нормальным слухом. Эта связь не случайна.

Во время реабилитации мы старались обеспечить очень высокое акустическое качество речевой модели независимо от того, слушает ли ученик собеседника (реабилитатора), самого себя или записанный речевой материал. Это было достигнуто путем подключения сигнала из аппарата VERBOTON на речевой процессор непосредственно соединительным шнуром, индуктивной петлей или внешним микрофоном и колонкой.

При этом, в соответствии с положениями Верботонального метода, использовалось разнообразное фильтрирование, чтобы ученики могли как можно быстрее и легче развить слушание и речь.

И все же, большую часть времени лица с установленной искусственной улиткой остаются сами со своим оборудованием (встроенный микрофон) и в немилости неблагоприятного акустического окружения (эхо и шум).

Поэтому в реабилитационном оборудовании для более продвинутых стадий реабилитации предусмотрено специальное устройство для искусственного эха REVER 4E (ревербератор).

С помощью этого устройства, которое подключается к некоторым аппаратам VERBOTON, возможно время реверберации аудиосигнала постепенно прибавлять от 0 до 2,2 с.

Таким способом может упражняться слушание в виртуальном акустическом пространстве от тихой камеры до спортивного зала.

Шум может добавляться постепенно как снятый материал с какого-нибудь устройства для воспроизведения (CD или мини-диск).

На всех стадиях реабилитации необходимо контролировать громкость исходного сигнала (например, колонка), а также измерять громкость речи самого ученика.

Эту задачу решает специальный инструмент из состава верботонального оборудования под названием SPL-метр. По своей сути это электронный измеритель уровня звукового давления откалиброванный в дБ УЗД (dB SPL) с легко читаемым индикатором для легкого и удобного контроля измерения.

На некоторых стадиях реабилитации с учеником нужно много раз повторить одно и то же слово или предложение, что является утомительным для реабилитатора и скучным для ученика.

В семействе аппаратов VERBOTON разработана специальная модель DIGIDEL 5000, которая позволяет упражняться самостоятельно. По своей сути это двуканальное цифровое устройство для задержки речевого сигнала (delay) с изменяемым временем запоздания от 0 до 5 с. Он очень просто используется как автоматический репродуктор речевого сигнала с регулируемым временем воспроизведения. Ученик произносит слово или предложение в микрофон, подключенный к упомянутому DIGIDEL 5000 и одновременно через всю свою систему искусственной улитки, индуктивную петлю или колонки прислушивается к свей речи. После того как ученик заканчивает произношение упомянутых слов или предложений, и истекает установленное время запоздания, DIGIDEL 5000 через тот же трансдуктор (индуктивная петля или колонка) повторяет только что записанный сигнал речи ученика.

Таким образом, внимательно слушая воспроизведенные слова или предложения, ученик может сам обнаружить ошибки и попытаться их исправить в следующем шаге. Это, организованное упражнение многократного прослушивания прямой записи собственной речи является очень стимулирующим и продуктивным, и освобождает реабилитатора от кропотливого повторения.

Время записи отдельного сигнала ограничено на максимум 5 секунд, но этого достаточно для произношения и длинного предложения.

Описанные процессы требуют, чтобы реабилитаторы полностью овладели технической манипуляцией с различными моделями речевых процессоров и их коннекторов.

Сложности технической манипуляцией с различными моделями речевых процессоров и их коннекторов часто становятся причиной их неиспользования реабилитаторами  не только по техническим причинам, но также из-за страха случайного повреждения дорогостоящего оборудования. Однако, самая большая потеря, когда ребенок с вживленным дорогим кохлеарным имплантатом очень медленно продвигается в развитии слушания речи.

Владимир Козинa, магистр наук, дипл. инж.

АКО-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИНЖЕНИРИНГ

ул. 1. Подфущак 2

HR-10000 Загреб, ХОРВАТИЯ

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новые материалы

04.11.2021

Роль родителей в социализации ребёнка с нарушением слуха

Ни одна семья, планируя ребёнка, не готовит себя к тому,...
02.11.2021

Семья и духовно-нравственное развитие ребёнка-инвалида

проект «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением...
01.11.2021

Театр и социализация детей с нарушением слуха

социальный проект-победитель конкурса грантов ФПГ Театральное искусство близко и понятно всем...

Новости

23.12.2022

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО ОТ НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ

- Давай, ты будешь Настенькой, а я – Снеговиком, и...
09.08.2022

Театральное искусство и социализация ребенка

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
09.08.2022

Главный тренд в настоящее время — ранняя профориентация.

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
Все новости
Войти /
Сейчас на сайте
Никого
Поиск
Мы в соц. сетях