Законодательство РФ об образовании

Образование для глухих и слабослышащих детей в России

В последние годы в России растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретённой в младенчестве нейросенсорной тугоухостью. По статистике нарушения слуха имеет один ребёнок из ста. Эти дети нуждаются в ранней реабилитации, ведь чем быстрее начат процесс коррекционного воспитания и образования, тем выше в последствии интеграционные возможности глухих и слабослышащих детей.

В крупных городах России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, у родителей детей с нарушениями слуха обычно не возникает проблем с поиском образовательного учреждения для их ребёнка. Ещё с советских времён действует вполне эффективная система " детский сад, школа-интернат, ПТУ ". Детей начинают обучать в специальных детских садах с полутора-двух лет. В этих садиках есть всё необходимое для воспитания и развития глухих и слабослышащих малышей, группы детей невелики, по 5-8 человек. Работают только педагоги со специальным образованием. Как правило проводится работа с родителями по обучению их азам жестовой и дактильной речи.

В некоторых городах России, где нет возможности открывать специальные детские сады для глухих детей, открывают спецгруппы при обычных дошкольных учреждениях. К школьному возрасту глухие и слабослышащие дети уже умеют читать адаптированные тексты , пишут печатными буквами, общаются с помощью дактильной азбуки. Основное внимание в дошкольном воспитании детей с нарушениями слуха обращают на развитие устной речи и социально-бытовых навыков. В школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей обычно создают классы с учётом возможностей учащихся.

Дети, не имеющие сильной задержки развития и сопутствующих заболеваний, могут получить полное среднее образование и в дальнейшем продолжить обучение в ПТУ или колледже. Некоторые из них даже получают высшее образование. Так, например, РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге принимает лиц с нарушениями слуха на факультеты ИЗО и коррекционной педагогики. В школах для детей с нарушениями слуха большую роль отводят физкультуре и спорту, урокам изобразительного искусства, трудовому обучению.

В Москве и Санкт-Петербурге в последние годы проводились ремонт и переоборудование школ для глухих и слабослышащих детей. Для детей, страдающих сопутствующими заболеваниями, имеющих отставание в психическом развитии, в школах создают особые классы, а основное внимание отводят трудовому, социально-бытовому и творческому развитию. Эти дети чаще всего получают основное общее образование и профессию в училище. В ПТУ глухих ребят обучают самым разным профессиям. Повар, швея, переплётчик, сантехник, столяр, автомеханик, озеленитель, художник-реставратор.

Это далеко не полный перечень специальностей, которые могут освоить глухие учащиеся. В регионах России более сложная ситуация с обучением глухих детей, чем в городах-миллионниках. Детей отрывают от семьи, отправляют в дальние школы-интернаты, где они находятся почти круглый год. Как уже говорилось выше, специальных детских садов мало, дети начинают получать образование в подготовительных классах с шести лет. В настоящее время большинство выпускников школ и ПТУ для глухих и слабослышащих испытывают трудности с интеграцией в общество, несмотря на усилия педагогов и родителей, поскольку общество не готово ещё в полной мере принимать людей с особенностями развития. В основном это касается трудоустройства молодёжи с проблемами слуха. Зачастую даже при наличии хорошей профессии и квалификации глухие люди остаются невостребованными.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 октября 2009 г. N 442

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРИЕМА ГРАЖДАН В ИМЕЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ

АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

VI. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья

55. Граждане с ограниченными возможностями здоровья в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ сдают вступительные испытания, определенные вузом в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, и дополнительные вступительные испытания (в случае их наличия в вузе) в форме, установленной вузом самостоятельно, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.

56. Вступительное испытание по русскому языку может проводиться в формах сочинения, изложения или диктанта.

57. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме - 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме - 6 человек. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего количества поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

продолжительность вступительных испытаний по желанию поступающих может быть увеличена по отношению ко времени проведения ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету, но не более чем на 1,5 часа;

присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;

материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16 - 20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной

форме.

Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. 10 марта 2009 г.)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Черномырдин

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

(утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288) (с изменениями от 10 марта 2009 г.)

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

* специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;

* специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

* специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

2. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется - коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

3. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

II. Организация деятельности коррекционного учреждения

7. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государственного образовательного стандарта.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекционного учреждения аттестованным или неаттестованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

1. для глухих - 6 человек;

2. для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек;

3. для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек;

4. для слепых - 8 человек;

5. для слабовидящих и поздноослепших - 12 человек;

6. для имеющих тяжелые нарушения речи - 12 человек;

7. для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата - 10 человек;

8. для имеющих задержку психического развития - 12 человек;

9. для умственно отсталых - 12 человек;

10. для глубоко умственно отсталых - 10 человек;

11. для имеющих сложные дефекты - 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

III. Образовательный процесс

18. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

20. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

21. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления ограниченных возможностей здоровья воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

IV. Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарногигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медикопедагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

V. Управление коррекционным учреждением

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом коррекционного учреждения.

34. Управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждением осуществляет директор (заведующий), прошедший соответствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении данного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения несет ответственность перед родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

VI. Имущество и средства коррекционного учреждения

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собственником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются:

* собственные средства учредителя (учредителей);

* бюджетные и внебюджетные средства;

* имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

* кредиты банков и других кредиторов;

* средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

* другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебновосстановительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью коррекционного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекционного учреждения.

Немного истории о глухих... или нужен ли закон России о глухих?

09 сентября 2011

Написано Klass

Имеются Законы РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ и от 9.01.1999 № 5-ФЗ «Об образовании» по вопросам, касающимся социальной защиты детей-инвалидов и инвалидов с детства. Но они плохо стыкуются со статусом «Глухой», который провозглашается как лингвистическое и культурное меньшинство, ибо социальные привилегии, положенные инвалидам, не идентичны с имиджем Глухих, определяющим лицо их культуры и языка, не идентичны с особенностями психической конституции индивида «Глухой».

Инвалиды и Глухие – не одно и то же: Инвалиды – одни люди, а Глухие – совсем другие, с чем не соглашаются критики социокультурной концепции глухоты, конституируясь в дискурсе морального идеала признания достоинства других. Нужна декларация особых интересов Глухих, нужна институционализация этой идеи, нужно уважение к отдельной культуре глухих, нужна поддержка языка глухих, как равного словесному языку. Это не должно быть мифом, но даже если это миф, то он только и творит реальность, в которой мы, глухие, живем.

Нелишне заглянуть в далекую историю законодательства о глухонемых, о их правах.

В 527-562 годах Юстиниан I в Византии кодифицировал Римское право, где определены права глухонемых на частную собственность и конкретно указаны 5 классов глухоты.

Не мифом на территории нашего края был период существования Хазарского каганата с 70-х годов VII века по 969 год, где глухонемые жили мирно и, что важнее, не «за счет пошлин и разбоя». Это было великое государство по сравнению с размерами Киевской Руси, и оно по уровню социального и экономического развития не уступало не только ей, но и многим современным Каганату государствам.

В 988-989 годах крещение Руси и принятие христианства в византийской форме содействовало установлению тесных связей с Византией, с ее «Номоканонами», которые сыграли важную роль в становлении и развитии общественного положения о глухонемых, как об убогих.

В 966 году великий князь Киевский Владимир, закрепив положение о глухонемых своей светской властью, издал специальный Указ, направленный на включение глухонемых в орбиту внимания Церковной власти и общественного призрения. Сам он обездоленным раздарил хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед, квас, строил больницы, дома Божьи с приютами для немощных и неимущих, с пристанищем для хромых, слепых, отпущенных на волю безземельных рабов, бесприютных вдов, сирот, глухонемых, словом, всех, кому негде жить и можно найти попечение в Церкви. Владимир в течение 36 лет своего княжения до 1015 года был «Красным солнышком» для глухонемых, ласковым князем.

После победы князя Ярослава Мудрого над печенегами, обеспечившей Руси мир на 25 лет, – а печенеги были разбиты 1039 году, – появился канон об улучшении положения глухонемых как «убогих» в знак того или иного события. Ярослав Мудрый княжил 35 лет и был весьма милостивым к убогим.

В период великого княжения Владимира II Мономаха положение глухонемых было обеспеченным, говоря современным языком, морально и материально, что было его законом (1113-1125 гг.).

Как в 1261 году в столице золотой Орды Сарае была основана Православная епархия, так под покровительством Сарской и Подонской архиепископии были организованы благотворительные учреждения для обездоленных во время правления хана Узбека «Дешт-и-Кипчак». В XIII веке изданы сборники церковных и светских законов Руси «Кормчие книги», где определено общественное положение о глухонемых. В них отражалось особое отношение к глухонемым, именно гуманное и человеколюбивое касательство этих людей. Подобное милостивое законоположение сказалось на Византийском праве, которое вобрало в себя всё лучшее, что было в Римском праве. Оно оплодотворено вековым соборным опытом Русской Православной Церкви. Специальные узаконения о глухонемых существовали до 1649 года. Именно в этот период об общественном внимании к глухонемым свидетельствовали государственные грамоты: «Глоух», «Глуха», «Глыши быша» (от грома), «Глоусый», «Глух», «Немоглух», «Глусен», «Глуси», «Аз же яко глоух не слышах». Подобное отношение сложилось как явление чисто национальное, самобытное, присущее русской действительности. К «глоухам» проявлялось христианское отношение: милосердие, чуткость, сострадание, подмога, холя, попечение.

В 1551 году царем Иоанном IV Грозным, имеющим младшего брата глухонемого Юрия (с кем он играл в детстве), издано Постановление, касающееся, в частности, нового положения о глухонемых, где сказано, что забота о глухонемых детях является обязанностью государства и княжеской власти. В 1649 году глухонемота как социальная проблема отражалась и в принятом Земским собором новом своде законов России – Соборном уложении царя Алексея Михайловича, где имеется специальный закон о глухонемых. Подобного узаконения правового положения глухонемых, а именно установление их юридических прав в гражданском и имущественном положении наравне со слышащими не знали ни Древний мир, ни эпоха Возрождения на Западе.

Законами 1675 и 1677 годов предусмотрены ограничения прав глухонемых в части исковых обязательств из-за недостатка у некоторых из глухонемых умственных способностей.

В 1690 году на будущей российской территории Эстонии была основана частная школа глухонемых профессором академии Густавиана Яковом Вильде. Существовала около 20 лет. Это был период научного интереса к проблеме глухонемоты на базе этого университета. Заодно и был период группировки глухонемых, братства по несчастью.

В 1692 и 1694 годах совместным правлением в России братьев царей Ивана V и Петра I издавались Указы об общественном призрении убогих, в том числе и глухонемых с целью уточнить организацию этого дела со стороны государственной власти.

В период перенесения столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1712) издан Указ Петра I об организации системы призрения глухонемых как «сирых, больных, увечных».

В 1719 году последовал Указ Петра I, в котором магистрат, воеводы, города, помещики обязаны осуществлять заботу о глухонемых детях и устроить сиротские дома для призрения увечных.

По указам Петра I от 1723 и 1724 глухонемые дети подлежали учету и направлению в специальные воспитательные учреждения.. В 1733 году, в четвертом году «бироновщины», издан специальный Указ императрицы Анны Ивановны, племянницы Петра I, о призрении и воспитании глухонемых в общих приютах, госпиталях и монастырях, о покровительстве глухонемым детям, как малолетним увечным деньгами.

В 1740 году мать Ивана VI Антоновича Анна Леопольдовна провозглашена регентшей. У нее родилась глухая с детства дочь Екатерина. Уже во второй половине XVIII в. широко практиковалось «патронирование» глухонемых детей (протекция, заручка, сильная рука). Это стало законом России…

В 1786 году в Астраханском Приказе Общественного Призрения сосредоточивалось дело всех сиротских домов и приютов под губернаторством Иллариона Алексеева.

В 1802 году на территории Российской империи было впервые открыто Рижское частное училище глухонемых. За ним в 1805 году последовала Вильнюсская школа глухонемых, открытая по инициативе епископа Н. Касаховского.

В 1803 году дядя великого поэта В.Л. Пушкин (1770-1830), автор «Опасного соседа», баснописец, говоря загадками, как бы закидывая словечко тугоухому с детства Александру I о необходимости открыть Институт глухих и немых по типу европейскому в России.

27 мая 1805 года 28-летний император Александр I, старший сын Павла I, внук Екатерины II, своим Указом основал первый в России институт глухонемых на территории селения Романово, Волынской губернии. Это был в то время прогрессивный шаг царя! Александр I официально именовался Благословенным. У него был внебрачный глухонемой сын А. Маквиц от фаворитки М.А. Нарышкиной. Институт существовал 31 год и был закрыт Указом Николая I, брата Александра I. Ещё в 1804 году в кодексе Наполеона полностью включены все положения, определяющие права глухонемых, которые были изложены в кодексе Юстиниана. Как видно, юридический статус глухонемых людей около 1300 лет не пересматривался. Целых 13 веков! С 527 по 1804 год!

Далее, в 1806 году, французом В. Гаюи, приглашенным императором Александром I, была открыта Санкт-Петербургская частная школа глухонемых. За ней 2 декабря 1806 года последовало Павловское опытное училище глухонемых ведомства Марии Федоровны, затем Санкт-Петербургское училище с 1810 года.

В 1862 году были изданы «Узаконения о глухонемых и немых», основанные на Своде законов 1833 года и составленные выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых А. Соколовым.

В 1888 году Санкт-Петербургское общество попечения о глухонемых основано статским советником в канцелярии при Государственном Совете Ф.А. Бухмейером, выпускником Петербургского училища глухонемых 1855, у которого идея об устройстве Общества возникла еще в 1873 году. Это где-то восьмое в мире подобное объединение после Франции (1834), США (1853), Дании (1866), Бельгии (1868), Швеции (1868), Польши (1876), Канады (1886). За Россией последовала Британская ассоциация (1890), Национальная федерация глухих Франции (1893).

О высоком общественном статусе глухонемых, о их вкладе в дело Астраханской губернии свидетельствует перепись населения 1897: в губернии насчитывалось ровно 100 почетных граждан, купцов, мещан и других городских сословий и их семей, 3 дворянина и чиновника, 2 лица духовного звания из числа 966 глухонемых и немых. А что в наши днВ 1898 году было учреждено «Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых», его председателем избран И.Н. Мердер. Мать Николая II, императрица Мария Федоровна пожертвовала капитал в 300000 руб. для образования фонда попечительства. Однако система специального образования глухонемых не была включена в государственный сектор финансирования даже при всеобщем введении обязательного бесплатного начального образования в 1908 году вплоть до революции 1917 г. В 1903 году в свет выпущен «Сборник законов о глухонемых с приложениями объяснительного словаря», составленный А.С. Янковским в связи с дополнениями в Свод законов от 1896 г. в части правовых аспектов уголовного и гражданского процессуального производства.

За этим последовали Петербургский союз глухонемых (1904), Финская ассоциация глухих (1905), Московское неофициальное объединение глухих (1908), Саратовские «маевки» глухонемых (1909), Московское товарищество глухонемых им. И.Н. Арнольда (1912). К началу 1917 г. на территории России действовали около 50 разных союзов, клубов, товариществ глухонемых.

После революции 1917 г. другая полоса истории глухих. В советский период 1917-1985 гг. было принято 33 Постановления, 18 Положений, 13 Приказов, 5 резолюций, 14 Уставов ВОГ, 1 Декрет, 1 Инструкция, 2 Распоряжения, 1 Циркуляр Правительства СССР и РСФСР, центральных ведомств и министерств, ВЦСПС, съездов ВОГ и 1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.09.1976 о награждении ВОГ орденом «Знак Почета». Ни одного закона о глуЧто до международных актов, касающихся прав глухих, то насчитывается 6 норм (1948, 1971, 1988, 1992, 1993). До России они далеки. В период Российской Федерации (1991-2002) права глухих предусмотрены 8 законами РФ, 2 Указами Президента РФ (1992 и 1996), 2 Постановлениями Правительства РФ (1996). Однако эти нормативные акты в большинстве своем не отвечают статусу «Глухой», да и сам статус в России очень низок. Впрочем, в январе 2000 г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», финансирование которой должно осуществляться за счет средств госбюджета. Однако в ней для глухих предусматривается минимальный комплекс мероприятий (серийное годовое производство слуховых аппаратов, 15 тыс. специальных телефонных аппаратов, 8 тыс. тактильных вибраторов, 10 тыс. декодеров для приема скрытых субтитров, 4 тыс. слухоречевых тренажеров, 40 тыс. световых и вибрационных информатов, поддержка СРП ВОГ для обеспечения трудоустройства 3550 глухих на 68 предприятиях ВОГ, подготовка специалистов по сурдопереводу и т.д.). Многие мероприятия явно не выполняются, либо недоступны 12 млн. глухих России. К тому же в 2001 г. Налоговым Кодексом РФ отменены льготы по налогам на прибыль СРП ВОГ и ликвидирована государственная поддержка ВОГ, как и других инвалидных организаций и их предприятий. При этом положение самих глухих становится еще хуже по сравнению с положением слепых и безногих в части информационного обеспечения (миллионам обездоленных глухих недоступны дорогостоящие услуги сурдопереводчика).

Нужен Закон о глухих, в котором должны быть следующие статьи, переработанные мной по материалам к.п.н. В. Базоева и В. Паленного, авторов академкниги «Человек из мира тишины» (2002):

- глухие люди признаются как лингвистическое и культурное меньшинство;

- глухота расценивается не как патология (биолого-медицинская концепция), а как отличие (социо-культурная концепция);

- глухота является открытой, а не как отрицательной, приниженной и маскированной;

- способности глухих людей подчеркиваются, но не нужен поиск «средства» против глухоты и фокусирование на лечении «слухового дефекта» или «повреждения»;

- приоритет доступа к коммуникации глухих людей признается посредством использования визуальных приборов и служб (телекоммуникационные приборы, приборы субтитрования, световые сигнализаторы, переводчики текстового языка); в последнюю очередь уделять приоритетное внимание использованию слуховых аппаратов и других приборов, облегчающих аудиторское восприятие, или «фокусированию» на устной речи (усилители, тактильные и компьютерные приборы речи, кьюдсистемы);

- развитие всех коммуникативных модификаций языка, включающих и устную речь, подлежит поощрению;

- максимально используется зрение как позитивная, эффективная альтернатива слуховому каналу восприятия; - жестовый язык оценивается как равный словесному языку, а не как помехи для словесного языка;

- жестовый язык признается как наиболее естественный для людей, родившихся глухими;

- при обучении внимание концентрируется на содержании предмета, нежели на методе коммуникации; расширяются любые коммуникативные умения;

поддерживается социализация как внутри сообщества глухих, так и внутри большого общества;

- «состоявшиеся» глухие люди признаются позитивной ролевой моделью для глухих детей;

- признается профессиональная работа с глухими в качестве деятельности по обеспечению доступа к тем же правам и привилегиям, которыми пользуются слышащие люди;

- уважается, признается ценность и поддержка языка и культуры глухих людей.

Помимо того, в Законе о глухих должны быть предусмотрены профессиональная подготовка, трудоустройство, образование и социальное обеспечение, а также организация спецпредприятий, спеццехов при госпромышленных предприятиях, социально-трудовая реабилитация на них, проведение культурно-просветительных программ, подготовка переводчиков жестового языка глухих и повышение их квалификации, организация санаторно-курортного лечения и отдыха, физкультурно-оздоровительной работы среди глухих, осуществление редакционно-издательской деятельности, создание печатных органов, иных средств массовой информации и рекламы только на государственной основе и за счёт госбюджета. В администрации каждого района, области, края региона, спеццеха, спецпредприятия, спецшколы, спецсанатория, спортиных и культурных госучреждений, издательства и редакции спецжурналов и газет должна быть одна платная должность «государственный переводчик жестового языка глухих». Все вопросы, затрагивающие статус «Глухой», от рождения до смерти, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием переводчика на альфе и омеге государства и только за его счет. В России насчитывается 13 млн. лиц с нарушением слуха, из них более 600 тыс. – дети и подростки. Стремительно растет процент лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Тогда как в мире проживает 360 миллионов глухих, из них 90 млн. имеют тяжелые поражения слуха. Каждый день за одну минуту на Земле рождается 9 глухой! Если темпы прироста населения не снизятся, то к концу нашего века это число утроится! Выдающийся русский сурдопедагог Н.М. Лаговский (1863-1933) назвал глухонемоту «бичом человеческого общества», а наш первый заведующий училищем глухонемых Н.К. Фролов (?-1902) нарекал глухонемых людей «достоянием всех времен и всех стран». Признание русского жестового языка национальным жестовым языком в качестве родного, подтверждением права глухих детей на билингвистическое обучение на жестовом и письменном языке, полный доступ глухих к технологиям, которыми располагает общество в целом, подтверждение равных (со слышащими) способностей и прав глухих на качественный уровень жизни и экономическую самостоятельность посредством равного доступа к профессиональной занятости, признание социального, этнического, религиозного, родового, экономического и политического многообразия в обществе глухих, осуждение генетических исследований, имеющих целью искоренение глухих – вот далеко не полный перечень необходимых шагов в направлении борьбы за обеспечение прав глухого человека и самоопределение глухих в соответствии с Декларацией прав человека ООН.

Необходимы коренные преобразования всей системы службы жестового перевода, разработка системы многоуровневой подготовки переводчиков и преподавателей жестового языка, новый подход к нормативным актам, касающимся прав глухих. Нужна координация действий всех заинтересованных министерств, ведомств, научных учреждений и РАГ. В случае принятия Закона о глухих Всероссийское Общество глухих подлежит реорганизации как нежизнеспособное, унаследованное от советских времен и по ряду критериев не отвечающее демократической направленности преобразований, осуществляемых в России. Выборы на съездах ВОГ, конференциях региональных отделений ВОГ повсеместно проводятся открытым голосованием, зачастую на безальтернативной основе. Наше общество в нынешнем состоянии по мерилу не отвечает чаяниям и интересам глухих, а в его Уставе 2003 года бездна бюрократизма и множество барьеров на пути демократизации. Наша бюрократия научилась отстаивать свои привилегии, драться за свои позиции она будет упорно. «Упоение властью», «увлечение командованием», преувеличение «администраторства» еще не утратили своей силы и в наши дни.

Как подрубить устои бюрократической крепости? Нужна революционность, нужна движущая сила в самом ядре ВОГ! При реорганизации ВОГ по решению Съезда все предприятия, культучреждения, административные здания и имущество, оставшиеся после продажи их государству либо коммерческим структурам и частным лицам и после расчета с кредиторами, направляются на одну цель, для достижения которой вновь основана Российская Ассоциация глухих (РАГ). Цели и задачи РАГ должны быть иными, нежели у ВОГа. РАГ должен четко распределять властные полномочия: распорядительное, исполнительное и контролирующее. Президент РАГ выполняет свою работу на общественных началах, ведет заседания и конференции. Его исполнительный директор – на контрактной основе. В каждом районе, области, крае, регионе своя ассоциация глухих со своим уставом. Это таким образом будет отвечать демократической направленности преобразований в России. Устав РАГ должен противостоять распространенной концепции об «ограниченных» людях, требующих сочувствия и помощи. РАГ должен отстаивать равные возможности для глухих в обществе и их право на жестовый язык, повышать качество образования глухих, проводить работу с молодежью, обеспечить самоопределение глухих в соответствии с Декларацией прав человека ООН.

Не будь Закона о глухих, глухой по-прежнему остается в неравных условиях со слышащим. Глухой имеет право на защиту от злоупотреблений и унизительного обращения, но воспользоваться этим правом в наши дни не может по многим причинам. Еще живучи у чиновников воговской системы психические отклонения от нормы. Если мы не сделаем Закона о глухих, то ВОГ неминуемо «сгорит в адском пламени» группового эгоцентризма, уже подведшего жизнь глухих к «зияющей пропасти» трагедии! Уместна русская народная пословица «Легче новое дерево вырастить, чем кривое выпрямить». Так что выпрямить ВОГ невозможно, лучше основать Ассоциацию, ее Центральный Совет. Но только при одном условии принятия Закона о глухих!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новые материалы

04.11.2021

Роль родителей в социализации ребёнка с нарушением слуха

Ни одна семья, планируя ребёнка, не готовит себя к тому,...
02.11.2021

Семья и духовно-нравственное развитие ребёнка-инвалида

проект «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением...
01.11.2021

Театр и социализация детей с нарушением слуха

социальный проект-победитель конкурса грантов ФПГ Театральное искусство близко и понятно всем...

Новости

23.12.2022

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО ОТ НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ

- Давай, ты будешь Настенькой, а я – Снеговиком, и...
09.08.2022

Театральное искусство и социализация ребенка

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
09.08.2022

Главный тренд в настоящее время — ранняя профориентация.

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
Все новости
Войти /
Сейчас на сайте
Никого
Поиск
Мы в соц. сетях