- Давай, ты будешь Настенькой, а я – Снеговиком, и мы тоже начнем играть в прятки, как те артисты из спектакля, хорошо? Только ты внимательно наблюдай за тем, когда у меня забьется сердце, хорошо?
- А меня, меня с собой возьмите! Я тоже с вами хочу! - потянула за рукав инициатора разворачивающегося действа самая маленькая девочка из дружной группы ребятишек, дожидавшихся прихода автобуса на остановке. – Пусть я буду Мерлин, ладно?
- Ну, для Мерлин ты слишком мала! Да и хитрить ты пока еще не умеешь. Давай ты станешь Часами, будешь следить за движением Рождественской звезды на небе, хорошо?
- Да-да! - согласилась малышка. И снова обратилась к «режиссеру»: - А у нашей Земфиры роль Мерлин получится?
- Вот что, мои дорогие артисты, давайте сразу договоримся: на дорогу не выбегать! – Вас пятеро, а я одна, тут вон какое интенсивное движение. Вот приедем домой, там играйте, сколько хотите, любые роли выбирайте, – строго приструнила ребятишек женщина. И на мой удивленный вопрос: - Это что, все пятеро ваши?, - с улыбкой ответила: - Да, все мои! Нам повезло: всю нашу команду в этом году пригласили на спектакль «Рождественское чудо» во Дворец культуры железнодорожников. Там и впрямь настоящие чудеса творились. Даже я, взрослый человек, попала под обаяние ростовых кукол, которые встречали и сопровождали нас, как дорогих гостей, от самого входа. Одним из главных сюрпризов стало знакомство с уютно обустроенным вертепом в Вифлееме, где по преданию появился на свет Иисус Христос. Мы по рождению и вере – мусульмане. И нам вдвойне было интересно воочию увидеть теплые и уютные ясли из золотистой соломы, где когда-то останавливались на ночлег Дева Мария и Праведный Иосиф. Волонтеры нам рассказали, что эту остановку в пути им указала Рождественская звезда…
Пока детвора шумно резвилась поблизости, Нурия, так звали мою новую знакомую, продолжала делиться впечатлениями.
- Представляете, под сводами этого зала мы на какое-то время словно попали в другой мир, где каждый человек любим и дорог. Среди гостей было много ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но они не чувствовали дискомфорта: возле каждого из них были волонтеры, которые наперебой предлагали занятия по интересам. Если любишь рисовать – можно изобразить не только плакат, или картину, но и пряничный домик изваять. Вон за тем столом съедобные пряники, вот здесь краски и ватман. Можно украсить не только новогодние рукавички и сапожки, но и самому преобразиться в любого персонажа: визажисты в зале на все руки мастера! Нашего Аскера, посмотрите, в какого прекрасного Кота превратили. Он теперь заявляет, что неделю умываться не будет. А завтра нам в школу. Чудеса, да и только!
- Но ладно бы, если б только ребятишки в чудесные превращения поверили. Я-то, взрослая тетя, мать пятерых детей, как маленькая вместе с ними фотографировалась и с Пандой, и с Поросенком, и с клоунами. А потом мы все вместе водили хороводы и танцевали до упада под зажигательные ритмы. Сегодня мне как никогда стало понятно сленговое выражение «отрываться». Во время этого праздника мы все вместе – и взрослые, и дети - чудесным образом оторвались от реальности и поверили в то, что чудеса случаются. По крайней мере, Рождественское чудо подарило нам много радостей. После танцевальной программы запыхавшихся ребят пригласили в зрительный зал для просмотра спектакля, который они, как видите, продолжают ставить здесь, под открытым небом. А для нас, родителей, бабушек и дедушек, была не менее интересная образовательная программа, в ходе которой кандидат психологических наук Хашина Ольга Александровна рассказала о том, как грамотно строить отношения с детьми и подростками, чтобы быть для них самыми главными авторитетами в жизни.
Наш разговор прервал подошедший автобус, и Нурия вместе с детьми и подарками отправились домой.
Я пожалела только о том, что не успела поучаствовать в этом восторженном диалоге, не смогла рассказать своей новой знакомой о том, что уже добрый десяток лет это «Рождественское чудо» нашим землякам безвозмездно дарит руководитель регионального благотворительного фонда «Молодежь. Семья. Нравственность» Герасимов Дмитрий Анатольевич. В этом году, благодаря ему лично и команде его добровольных помощников к «Рождественскому чуду» прикоснутся более 900 детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также ребята из многодетных семей и дети с ОВЗ. Именно для них в ДК железнодорожников с 19 декабря вплоть до 06 января совершенно безвозмездно «творились» и продолжают «твориться» чудеса: их развлекают, им вручают роскошные подарки. В числе этих счастливчиков была и группа воспитанников Самарской областной благотворительной общественной организации Ассоциация «Социальная защита детей-инвалидов». И ребятишки, и родители до сих пор под впечатлением от увиденного.
Ну как тут не поверить в Добро?
ТАТЬЯНА ПАРХАЧЕВА,
член Союза журналистов России
«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в современном образовании признано формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, параметрами который считается образованность, творческие побуждения, обеспечивает формирование культуры, создаёт условия для социальной адаптации.
Н. В. Гоголь писал: «Театр- это такая кафедра, с которой можно сказать много добра». Поэтому театр в социализации ребёнка ограниченными возможностями здоровья занимает важное место.
Через театральное искусство он осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественном образе, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.
При реализации проекта «Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в театральной мастерской совместно со своими сверстниками, не имеющих проблемы здоровья.
В своей работе с детьми с ОВЗ, я учитываю специфику художественного восприятия окружающего мира и его воплощения в театральных образах. Объясняю родителям, что для успешной социализации их ребёнка, его гармоничного развития, необходима систематическая и целенаправленная работы в направлении формировании творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, готовности к вхождению в социум детей инвалидов посредством самого демократичного, привлекательного и увлекательного театра.
На занятиях, через увлекательную, интересную форму музыкальных сказок дети вместе с героями переживают различные жизненные обстоятельства, борются со злом, смеются над глупостью и жадностью, учатся быть аккуратными, добрыми и справедливыми. Приучаем детей, что занятия театральным искусством - это не только удовольствие, но и труд - творческий, увлеченный, требующий настойчивости, готовности расширять свои знания и совершенствовать умение. Именно в этой деятельности важен не столько процесс, сколько его результат, который зависит в первую очередь от преодоления трудностей психологического характера. В результате занятий театральным искусством у маленьких артистов улучшается память, мыслительная деятельность, двигательная активность, увеличивается словарный запас. Главное, они привыкают по-дружески общаться друг с другом, независимо от состояния здоровья.
Обычно считают, что все маленькие дети артисты. Однако, среди тех, кто любит «обезьянничать", стремясь привлечь к себе внимание, много стеснительных. Но, практически все хотят «выступать», даже те, кто боится и отказывается. Чтобы заинтересовать всех детей целевой группы проекта, привлекаем каждого ребёнка исполнять какую-нибудь роль в сказке или выучить и сначала в группе рассказать его.
Для социализации детей большое значение имеет выступление на общих праздниках, когда присутствуют родители и приглашенные. Среди всех детей с ОВЗ есть талантливые, потому родители должны с раннего возраста приобщать их к искусству. Необходимо посещать театральные и спектакли, музыкальные концерты, фестивали.
Для постижения азов театрального искусства приглашаем детей с ОВЗ в Сурдологический реабилитационный комплекс СОБОО Ассоциации «Социальная защита детей-инвалидов»
Соловьева Александра Павловна
«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.
Ранняя профориентация детей, том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их социализации, и является залогом успешной профессиональной реализации. Какую профессию выберет профессию ребёнок - важная задача для каждой семьи. Очень хочется, чтобы у него была престижная, хорошо оплачиваемая работа. Некоторые родители мечтают, чтобы он реализовал их несбывшиеся мечты и успешно реализоваться в каком-либо особо престижном виде деятельности.
К сожалению, мечты и желания родителей не всегда совпадают с желаниями, устремлениями и, главное, возможностями их детей. Для ребят дошкольного возраста характерно проявление интереса к ярким профессиям, а также иногда к профессиям своих родителей. Часто наблюдается стремление «испытать себя» в разных видах деятельности, сегодня - «хочу быть пожарником и тушить пожары». Завтра – «хочу лечить кошек», или, как папа, - строить дома и т.д. Желания меняются. В этом возрасте ребятам интересно слушать увлекательные рассказы о профессиях, смотреть профориентационные мультфильмы и презентации. Поэтому родители должны быть очень наблюдательны и присматриваться к тому, в какие игры любит играть их ребёнок, что он чаще рисует, какая деятельность его больше увлекает. Основная помощь родителей должна состоять в «правильном» выборе дополнительных занятий. Кружки и секции должны выбираться исходя из интересов ребенка, а не только основываясь на мнении родителей.
Для учащиеся младших и средних классов актуален выбор внеурочной деятельности, исходя из представлений ребенка о себе.
Часто ребята стремятся увязать определенные профессии с учебными предметами: медик — биология, инженер — физика, поэтому «любовь», проснувшаяся к определенной дисциплине в этом возрасте может стать «любовью» на всю жизнь.
С возрастом важно постепенно расширять представления о мире профессионального труда: посещать выставки, экскурсии, участвовать в различных видах профессиональных проб. Родители должны всегда быть рядом с увлечениями своего ребёнка, постепенно выявляя его профессиональные пристрастия и профессиональные возможности. Для этого им нужно находить время для бесед со своими детьми, нужно по-дружески разговаривать о его и даже своих проблемах. И, главное, не навязывать своё мнение, как единственно верное. Тогда в выпускных 9-х классах, самая главная проблема — куда пойти после окончания школы: дальше в 10-й или средне-специальное учебное заведение будет решаться совместно. В данный период у молодёжи проявляется реальный интерес к учебным заведениям, а интерес к профессиям становится более детальным. Актуальным становится вопрос о выборе подготовительных курсов и о своей профпригодности в целом. И родительский совет будет не лишним.
В данный период качественную профориентационную помощь подростку и его родителям в виде индивидуальной консультаций и профинформационной работы (к примеру, информирование о видах учебных заведений) всегда окажут в МКУ г.о.Самара МЦ «Самарский».
Петрухина Ольга Юрьевна, психолог, директор МКУ г. о. Самара МЦ «Самарский»
«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.
Важной социальной задачей в настоящее время является организация различных форм активного вовлечение родителей, дети которых имеют нарушение слуха. Это крайне необходимо для социализации детей с нарушением слуха, интеграции в среду своих сверстников.
Вот почему, реализуя социально ориентированный проект «Искусство и спорт в социализации детей с нарушением слуха», особую роль было отведено организации познавательно-просветительской работе с родителями. Были спланированы и проведены циклы занятий, «Круглые столы», дискуссии, стендап-выступления по следующим направлениям:
- - Особенности личности ребенка с нарушением слуха;
- - Создание условий в семье для успешной социализации и интеграции в обществе своих сверстников;
- - Трудности адаптации и интеграции детей с нарушением слуха.
Эти направления в деятельности с родителями были продиктованы самими родителями целевой группы (20 человек). При этом целевые установки всех встреч были направлены на практическую значимость обсуждаемых вопросов. Родители нуждались в занятиях по психофизическим особенностям детей с нарушением слуха. Вот почему этим вопросам были посвящены следующие занятия:
- - Ребенок – это личность с ее особенностями, с очень индивидуальными чертами;
- - Роль родителей в организации условий для оптимизации психофизического развития и получения образования;
- - Роль родителей при адаптации детей в школьном коллективе;
- - Как преодолеть трудности адаптации ребенка в социуме
- - Семейные конфликты и как научиться их разрешать с пользой для обеих сторон;
- - Интеграция детей с ОВЗ в обычную среду, как важная составляющая успешной социализации.
Диалог с родителями во время проведенных занятий выявил проблемные ситуации в семье при привлечении детей к изучению предметов искусства, литературы, что способствовало бы пониманию важности искусства, литературы при социализации в обществе. Если социализация детей с нарушением слуха через спорт в жизни осуществляется легче: дети активно посещают различные спортивные секции, бывают на соревнованиях, любят уроки физкультуры, а вот социализация детей через искусство осуществляется труднее. Именно в этом направлении предстоит очень много потрудиться, как родителям, так и школе, самим детям и обществу.
Только при комплексном подходе будет решаться проблема социализации и гражданского становления молодого поколения.
Заварнахина Татьяна Владимировна
Новые материалы
04.11.2021
Ни одна семья, планируя ребёнка, не готовит себя к тому,...
02.11.2021
проект «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением...
01.11.2021
социальный проект-победитель конкурса грантов ФПГ
Театральное искусство близко и понятно всем...
|
Новости
23.12.2022
- Давай, ты будешь Настенькой, а я – Снеговиком, и...
09.08.2022
«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект,...
09.08.2022
«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект,...
Все новости
|
|
|
|