Театральное искусство и социализация ребенка

fpg

«Искусство и спорт

в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в современном образовании признано формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, параметрами который считается образованность, творческие побуждения, обеспечивает формирование культуры, создаёт условия для социальной адаптации.

Н. В. Гоголь писал: «Театр- это такая кафедра, с которой можно сказать много добра». Поэтому театр в социализации ребёнка ограниченными возможностями здоровья занимает важное место.

Через театральное искусство он осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественном образе, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира. 

При реализации проекта «Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в театральной мастерской совместно со своими сверстниками, не имеющих проблемы здоровья.

В своей работе с детьми с ОВЗ, я учитываю специфику художественного восприятия окружающего мира и его воплощения в театральных образах. Объясняю родителям, что для успешной социализации их ребёнка, его гармоничного развития, необходима систематическая и целенаправленная работы в направлении формировании творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, готовности к вхождению в социум детей инвалидов посредством самого демократичного, привлекательного и увлекательного театра. 

На занятиях, через увлекательную, интересную форму музыкальных сказок дети вместе с героями переживают различные жизненные обстоятельства, борются со злом, смеются над глупостью и жадностью, учатся быть аккуратными, добрыми и справедливыми. Приучаем детей, что занятия театральным искусством - это не только удовольствие, но и труд - творческий, увлеченный, требующий настойчивости, готовности расширять свои знания и совершенствовать умение. Именно в этой деятельности важен не столько процесс, сколько его результат, который зависит в первую очередь от преодоления трудностей психологического характера.  В результате занятий театральным искусством у маленьких артистов улучшается память, мыслительная деятельность, двигательная активность, увеличивается словарный запас. Главное, они привыкают по-дружески общаться друг с другом, независимо от состояния здоровья.

Обычно считают, что все маленькие дети артисты. Однако, среди тех, кто любит «обезьянничать", стремясь привлечь к себе внимание, много стеснительных. Но, практически все хотят «выступать», даже те, кто боится и отказывается. Чтобы заинтересовать всех детей целевой группы проекта, привлекаем каждого ребёнка исполнять какую-нибудь роль в сказке или выучить и сначала в группе рассказать его.

Для социализации детей большое значение имеет выступление на общих праздниках, когда присутствуют родители и приглашенные.
Среди всех детей с ОВЗ есть талантливые, потому родители должны с раннего возраста приобщать их к искусству. Необходимо посещать театральные и спектакли, музыкальные концерты, фестивали.

Для постижения азов театрального искусства приглашаем детей с ОВЗ в Сурдологический реабилитационный комплекс СОБОО Ассоциации «Социальная защита детей-инвалидов»

Соловьева Александра Павловна

Главный тренд в настоящее время — ранняя профориентация.

fpg

«Искусство и спорт

в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

Ранняя профориентация детей, том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их социализации, и является залогом успешной профессиональной реализации. Какую профессию выберет профессию ребёнок - важная задача для каждой семьи. Очень хочется, чтобы у него была престижная, хорошо оплачиваемая работа. Некоторые родители мечтают, чтобы он реализовал их несбывшиеся мечты и успешно реализоваться в каком-либо особо престижном виде деятельности.

К сожалению, мечты и желания родителей не всегда совпадают с желаниями, устремлениями и, главное, возможностями их детей.  Для ребят дошкольного возраста характерно проявление интереса к ярким профессиям, а также иногда к профессиям своих родителей. Часто наблюдается стремление «испытать себя» в разных видах деятельности, сегодня - «хочу быть пожарником и тушить пожары». Завтра – «хочу лечить кошек», или, как папа, - строить дома и т.д. Желания меняются.  В этом возрасте ребятам интересно слушать увлекательные рассказы о профессиях, смотреть профориентационные мультфильмы и презентации. Поэтому родители должны быть очень наблюдательны и присматриваться к тому, в какие игры любит играть их ребёнок, что он чаще рисует, какая деятельность его больше увлекает. Основная помощь родителей должна состоять в «правильном» выборе дополнительных занятий. Кружки и секции должны выбираться исходя из интересов ребенка, а не только основываясь на мнении родителей.

Для учащиеся младших и средних классов актуален выбор внеурочной деятельности, исходя из представлений ребенка о себе.

Часто ребята стремятся увязать определенные профессии с учебными предметами: медик — биология, инженер — физика, поэтому «любовь», проснувшаяся к определенной дисциплине в этом возрасте может стать «любовью» на всю жизнь.

С возрастом важно постепенно расширять представления о мире профессионального труда: посещать выставки, экскурсии, участвовать в различных видах профессиональных проб. Родители должны всегда быть рядом с увлечениями своего ребёнка, постепенно выявляя его профессиональные пристрастия и профессиональные возможности.  Для этого им нужно находить время для бесед со своими детьми, нужно по-дружески разговаривать о его и даже своих проблемах. И, главное, не навязывать своё мнение, как единственно верное. Тогда в выпускных 9-х классах, самая главная проблема — куда пойти после окончания школы: дальше в 10-й или средне-специальное учебное заведение будет решаться совместно.  В данный период у молодёжи проявляется реальный интерес к учебным заведениям, а интерес к профессиям становится более детальным. Актуальным становится вопрос о выборе подготовительных курсов и о своей профпригодности в целом. И родительский совет будет не лишним. 

В данный период качественную профориентационную помощь подростку и его родителям в виде индивидуальной консультаций и профинформационной работы (к примеру, информирование о видах учебных заведений) всегда окажут в МКУ г.о.Самара МЦ «Самарский».

 Петрухина Ольга Юрьевна, психолог, директор МКУ г. о. Самара МЦ «Самарский»

Родители должны знать своих детей

fpg

«Искусство и спорт

в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

Важной социальной задачей в настоящее время является организация различных форм активного вовлечение родителей, дети которых имеют нарушение слуха. Это крайне необходимо для социализации детей с нарушением слуха, интеграции в среду своих сверстников.

Вот почему, реализуя социально ориентированный проект «Искусство и спорт в социализации детей с нарушением слуха», особую роль было отведено организации познавательно-просветительской работе с родителями. Были спланированы и проведены циклы занятий, «Круглые столы», дискуссии, стендап-выступления по следующим направлениям:

  1. - Особенности личности ребенка с нарушением слуха;
  2. - Создание условий в семье для успешной социализации и интеграции в обществе своих сверстников;
  3. - Трудности адаптации и интеграции детей с нарушением слуха.

Эти направления в деятельности с родителями были продиктованы самими родителями целевой группы (20 человек). При этом целевые установки всех встреч были направлены на практическую значимость обсуждаемых вопросов. Родители нуждались в занятиях по психофизическим особенностям детей с нарушением слуха. Вот почему этим вопросам были посвящены следующие занятия:

  1. - Ребенок – это личность с ее особенностями, с очень индивидуальными чертами;
  2. - Роль родителей в организации условий для оптимизации психофизического развития и получения образования;
  3. - Роль родителей при адаптации детей в школьном коллективе;
  4. - Как преодолеть трудности адаптации ребенка в социуме
  5. - Семейные конфликты и как научиться их разрешать с пользой для обеих сторон;
  6. - Интеграция детей с ОВЗ в обычную среду, как важная составляющая успешной социализации.

Диалог с родителями во время проведенных занятий выявил проблемные ситуации в семье при привлечении детей к изучению предметов искусства, литературы, что способствовало бы пониманию важности искусства, литературы при социализации в обществе. Если социализация детей с нарушением слуха через спорт в жизни осуществляется легче: дети активно посещают различные спортивные секции, бывают на соревнованиях, любят уроки физкультуры, а вот социализация детей через искусство осуществляется труднее. Именно в этом направлении предстоит очень много потрудиться, как родителям, так и школе, самим детям и обществу.

Только при комплексном подходе будет решаться проблема социализации и гражданского становления молодого поколения.

Заварнахина Татьяна Владимировна

Развитие коммуникативных способностей детей с ограничением слуха с помощью обучения игре на блокфлейте

fpg

«Искусство и спорт

в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»

Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.

В статье рассматривается проблема развития речи у детей с ограничением слуха. Представлен пример работы со слабослышащими детьми в рамках обучения их игре на блокфлейте.

Ключевые слова. Дети с ограничениями слуха, обучение игре на блокфлейте, освоение нотной грамоты, развитие гибкости языка, развитие дыхания, воспитание сценической культуры.

Kobzareva S.E.

MBU DO Samara «Children's Musical Choir School No. 1»

SOBOO Association «Social protection of children with disabilities»

 

The development of the communicative abilities of children with hearing disabilities through learning to play the recorder

The article deals with the problem of speech development in children with hearing loss. An example of working with hearing-impaired children as part of teaching them to play the recorder is presented.

Keywords. Children with hearing impairments, learning to play the recorder, mastering musical notation, developing language flexibility, developing breathing, raising stage culture.

 

Огромное значение в развитии речи является слуховое восприятие. Ребенок учится говорить, сравнивая услышанные звуки с тем, что он произносит, волей-неволей корректируя их. Если же слух развит плохо, то многие нюансы произношения не улавливаются.  Ребенок не понимает разницы между твердыми и мягкими согласными, мышца языка не развивается в плане гибкости, в результате речь детей с ограничениями слуха изобилует гласными звуками. Все это создает серьезный барьер в общении. Видя, что их не понимают, дети начинают замыкаться и переходить на жестикулирование.

В настоящее время, благодаря сложившейся политике в образовании и культуре, все больше внимания уделяется развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Создаются центры, клубы, дающие возможность «услышать неслышимое, увидеть невидимое, почувствовать неощутимое». Природа нарушений здоровья не всегда объяснима, и помимо медикаментозных методов, мы можем добиться прогресса в развитии ребенка средствами искусства.

Теоретический анализ научной литературы позволяет выделить интерес ученых (А.Д. Андреева, И.В. Дубровина, Н.Я.Семаго, А.К.Фадина и др.) к применению средств культуры и искусства в инклюзивном образовании, социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [1].Вопросы постановки исполнительского аппарата духовика раскрыты в работах В.Д.Иванова и И.Ф.Пушечникова [2;3].Интерес представляют коррекционные речевые игры, упражнения и сценки, представленные Н.А.Сорокиной[5].

Деятельность Самарской областной благотворительной общественной организации Ассоциации «Социальная защита детей-инвалидов» направлена на творческое развитие детей с ограничениями слуха, расстройством речи, отставанием развития. Проговаривание стихов, игра в театре, пение, игра на инструменте позволяет скорректировать некоторые физические недостатки, раскрыть способности учащегося и развить навыки коммуникации.  Обучение игре на блокфлейте органично вписывается в данную систему.

Цель занятий на духовых инструментах детей с ограничениями по слуху сводится к развитию у них речевых навыков за счет постановки исполнительской техники языка и дыхания. Содержание обучения предполагает: освоение элементарной нотной грамоты; развитие гибкости языка; развитие дыхания; воспитание сценической культуры и т.д. Положительный результат достигается благодаря осознанному распределению детьми своего дыхания, тренировке мышцы языка и стимуляции точек, расположенных на кончиках пальцев.

Конкретизируем суть основных элементов содержания обучения.

Освоение нотной грамоты. Для повышения эффективности общения с детьми необходимо объяснение таких понятий, как: расположение нот на нотоносце, длительность, знаки альтерации. В начале урока всегда проговаривается звукоряд до мажора. Кроме элементарного освоения порядка нот предполагается проговаривание простых слогов, тренировка дикции и памяти. Освоение расположения нот на нотоносце тренируется на основе изучаемого произведения, ориентируясь на написанный ранее звукоряд. В процессе дети обучаются определять ноты без подсказок со стороны учителя. 

Развитие гибкости языка. Техника языка – одна из основных составляющих исполнительской техники исполнителя на духовых инструментах. Владение ей дает возможность обогатить штриховую культуру исполнителя.

Для детей, страдающих нарушениями речи, работа над гибкостью язычка просто необходима, поэтому на занятиях используются логопедические упражнения, развивающие мышцу языка. Комплекс этих упражнений включает в себя произнесение слогов, основанных на твердых и мягких согласных (та-ка, да-га…). Данное упражнение производится с постепенным увеличением скорости произнесения слогов, тренируя быстроту язычка. В дальнейшем это помогает детям в освоении твердой, мягкой и вспомогательной атаки (начала звука). На первых занятиях дети не проявляли интереса к этой части урока, некоторые просто отказывались выполнять упражнение. Однако в процессе обучения наблюдается заметный рост в освоении элементов этого упражнения. Большинство детей достаточно чисто произносят нужные слоги. Поскольку дети с нарушением слуха не всегда улавливают разницу между твердым и мягким звуком, мы предлагаем карточки с написанными слогами или обращаемся с просьбой закрыть ушки, проследить внутренние свои ощущения при произнесении мягких и твердых звуков.

Более продвинутый способ – произнесение скороговорок:

От топота копыт

Пыль по полю летит.  

На дворе — трава,

На траве —дрова.

При этом скорость произнесения скороговорок не имеет значения, важно корректное произнесение звуков.

Развитие дыхания. Исполнительское дыхание – основа крепкого, насыщенного звука. В методиках обучения игре на духовых инструментах подробно представлены варианты вдоха и выдоха исполнителя.[2;3] Музыкант работает над развитием дыхания на протяжении всей исполнительской деятельности. В рамках обучения детей игре на блокфлейте у детей формируются такие навыки, как вдох ртом в область живота; выдох равномерный и долгий.

Самое сложное – научить детей дышать в живот, причем так, чтобы он надувался, а при выдохе – сдувался. Эта особенность зачастую непонятна и взрослому человеку. Однако в процессе обучения большинство детей сформировали этот навык. Выдох при игре выдержанных звуков у многих детей в настоящее время достигает 10-15 секунд. Это очень хороший показатель для начинающих музыкантов. С медицинской точки зрения, положительный эффект дыхательных упражнений трудно переоценить: избавление от застоев в органах дыхания, дополнительное оснащение кислородом, массаж внутренних органов, регулировка психических процессов.

Тренировка протяжного выдоха тренируется с помощью пропевания слога «та». Данным упражнением не только контролируется равномерный долгий выдох, но и отрабатывается толчок языка на начале звука (атака).

Воспитание сценической культуры. Самая интересная часть занятия — это игра на инструменте. В процессе обучения используется простой в обращении инструмент - блокфлейта. Звук на ней производится легко, весит мало, вместе с тем позволяет осветить вопросы дыхания, работы языка, постановки корпуса и пальцев. Репертуар начального этапа обучения включает простые произведения, основанные на двух- трех нотах, такие как  русские народные песни «Андрей – Воробей», «Василек», «У Кота», «Как под горкой под горой». Благодаря легкости освоения этих пьес, в учебной аудитории создается атмосфера ситуации успеха. Дети начинают чувствовать себя более уверенно, появляется желание стать ведущим в группе, исчезает стеснение.

Немаловажное значение имеет и публичное выступление. Именно после участия в концертах наблюдается всплеск интереса к дальнейшему освоению инструмента. Само участие в мероприятии является формой признания успеха ребенка. Поведение на сцене, умение справится с волнением, внешний вид дисциплинируют детей. Даже когда нет возможности выступить на концерте, всегда можно записать разобранное произведение на видео и отправить его в виде поздравления на праздник родителям. Похвала, полученная от родственников после просмотра видео, является дополнительным стимулом для дальнейшего развития. Кроме того, данная работа располагает родителей к руководителю занятий, что немаловажно.

Отметим наши наблюдения, сделанные в ходе занятий – в процессе обучения игре на блокфлейте, учащиеся активно развивают мышцу языка, что положительно отражается на дикции. Планомерная работа над дыханием помогает избавиться от физических и психологических зажимов. Вибрации, издаваемые при игре на духовом инструменте, затрагивают не только органы чувств, но и воздействуют на внутренние органы, развивая слуховые возможности учащегося, а публичные выступления формируют уверенность в себе и развивают коммуникативные способности.

Подчеркнем, что обучение игре на блокфлейте детей с ограничениями по слуху представляется сложным процессом. На пути к самому маленькому успеху приходится преодолевать огромные сложности в общении. Однако радостные глаза детей и возросший интерес к игре на инструменте сглаживают любые препятствия.

Список литературы:

  1. Дубровина И., Андреева А. Психокоррекционная развивающая работа с детьми. – М.: Академия, 2003. –С.144.
  2. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофонистаМ.: Музыка, 1993. –С.55.
  3. Пушечников И.Ф. Особенности дыхания при игре на гобое. Вопросы музыкальной педагогики: сборник научно-методических трудов.– М.: «Музыка», 1991. –С.60.
  4. Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1.– М.: Центр «Школьная книга», 2010. –С.272.

Сорокина Н. Коррекционные речевые игры, упражнения и сценки.– М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.–С.256.

Кобзарева С.Е.

СОБОО Ассоциация «Социальная защита детей инвалидов»

МБУ ДО г.о. Самара «Детская музыкальная хоровая школа№1»

Новые материалы

04.11.2021

Роль родителей в социализации ребёнка с нарушением слуха

Ни одна семья, планируя ребёнка, не готовит себя к тому,...
02.11.2021

Семья и духовно-нравственное развитие ребёнка-инвалида

проект «Искусство и спорт в социальной реабилитации детей с нарушением...
01.11.2021

Театр и социализация детей с нарушением слуха

социальный проект-победитель конкурса грантов ФПГ Театральное искусство близко и понятно всем...

Новости

09.08.2022

Театральное искусство и социализация ребенка

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
09.08.2022

Главный тренд в настоящее время — ранняя профориентация.

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
09.08.2022

Родители должны знать своих детей

«Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» Социальный проект,...
Все новости
Войти /
Сейчас на сайте
Никого
Поиск
Мы в соц. сетях