«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в современном образовании признано формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, параметрами который считается образованность, творческие побуждения, обеспечивает формирование культуры, создаёт условия для социальной адаптации.
Н. В. Гоголь писал: «Театр- это такая кафедра, с которой можно сказать много добра». Поэтому театр в социализации ребёнка ограниченными возможностями здоровья занимает важное место.
Через театральное искусство он осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественном образе, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.
При реализации проекта «Искусство и спорт в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха» дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в театральной мастерской совместно со своими сверстниками, не имеющих проблемы здоровья.
В своей работе с детьми с ОВЗ, я учитываю специфику художественного восприятия окружающего мира и его воплощения в театральных образах. Объясняю родителям, что для успешной социализации их ребёнка, его гармоничного развития, необходима систематическая и целенаправленная работы в направлении формировании творческих способностей, эмоциональной отзывчивости, готовности к вхождению в социум детей инвалидов посредством самого демократичного, привлекательного и увлекательного театра.
На занятиях, через увлекательную, интересную форму музыкальных сказок дети вместе с героями переживают различные жизненные обстоятельства, борются со злом, смеются над глупостью и жадностью, учатся быть аккуратными, добрыми и справедливыми. Приучаем детей, что занятия театральным искусством - это не только удовольствие, но и труд - творческий, увлеченный, требующий настойчивости, готовности расширять свои знания и совершенствовать умение. Именно в этой деятельности важен не столько процесс, сколько его результат, который зависит в первую очередь от преодоления трудностей психологического характера. В результате занятий театральным искусством у маленьких артистов улучшается память, мыслительная деятельность, двигательная активность, увеличивается словарный запас. Главное, они привыкают по-дружески общаться друг с другом, независимо от состояния здоровья.
Обычно считают, что все маленькие дети артисты. Однако, среди тех, кто любит «обезьянничать", стремясь привлечь к себе внимание, много стеснительных. Но, практически все хотят «выступать», даже те, кто боится и отказывается. Чтобы заинтересовать всех детей целевой группы проекта, привлекаем каждого ребёнка исполнять какую-нибудь роль в сказке или выучить и сначала в группе рассказать его.
Для социализации детей большое значение имеет выступление на общих праздниках, когда присутствуют родители и приглашенные.
Среди всех детей с ОВЗ есть талантливые, потому родители должны с раннего возраста приобщать их к искусству. Необходимо посещать театральные и спектакли, музыкальные концерты, фестивали.
Для постижения азов театрального искусства приглашаем детей с ОВЗ в Сурдологический реабилитационный комплекс СОБОО Ассоциации «Социальная защита детей-инвалидов»
Соловьева Александра Павловна