«Искусство и спорт
в комплексной реабилитации детей с нарушением слуха»
Социальный проект, победитель конкурса фонда президентских грантов.
Ранняя профориентация детей, том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует их социализации, и является залогом успешной профессиональной реализации. Какую профессию выберет профессию ребёнок - важная задача для каждой семьи. Очень хочется, чтобы у него была престижная, хорошо оплачиваемая работа. Некоторые родители мечтают, чтобы он реализовал их несбывшиеся мечты и успешно реализоваться в каком-либо особо престижном виде деятельности.
К сожалению, мечты и желания родителей не всегда совпадают с желаниями, устремлениями и, главное, возможностями их детей. Для ребят дошкольного возраста характерно проявление интереса к ярким профессиям, а также иногда к профессиям своих родителей. Часто наблюдается стремление «испытать себя» в разных видах деятельности, сегодня - «хочу быть пожарником и тушить пожары». Завтра – «хочу лечить кошек», или, как папа, - строить дома и т.д. Желания меняются. В этом возрасте ребятам интересно слушать увлекательные рассказы о профессиях, смотреть профориентационные мультфильмы и презентации. Поэтому родители должны быть очень наблюдательны и присматриваться к тому, в какие игры любит играть их ребёнок, что он чаще рисует, какая деятельность его больше увлекает. Основная помощь родителей должна состоять в «правильном» выборе дополнительных занятий. Кружки и секции должны выбираться исходя из интересов ребенка, а не только основываясь на мнении родителей.
Для учащиеся младших и средних классов актуален выбор внеурочной деятельности, исходя из представлений ребенка о себе.
Часто ребята стремятся увязать определенные профессии с учебными предметами: медик — биология, инженер — физика, поэтому «любовь», проснувшаяся к определенной дисциплине в этом возрасте может стать «любовью» на всю жизнь.
С возрастом важно постепенно расширять представления о мире профессионального труда: посещать выставки, экскурсии, участвовать в различных видах профессиональных проб. Родители должны всегда быть рядом с увлечениями своего ребёнка, постепенно выявляя его профессиональные пристрастия и профессиональные возможности. Для этого им нужно находить время для бесед со своими детьми, нужно по-дружески разговаривать о его и даже своих проблемах. И, главное, не навязывать своё мнение, как единственно верное. Тогда в выпускных 9-х классах, самая главная проблема — куда пойти после окончания школы: дальше в 10-й или средне-специальное учебное заведение будет решаться совместно. В данный период у молодёжи проявляется реальный интерес к учебным заведениям, а интерес к профессиям становится более детальным. Актуальным становится вопрос о выборе подготовительных курсов и о своей профпригодности в целом. И родительский совет будет не лишним.
В данный период качественную профориентационную помощь подростку и его родителям в виде индивидуальной консультаций и профинформационной работы (к примеру, информирование о видах учебных заведений) всегда окажут в МКУ г.о.Самара МЦ «Самарский».
Петрухина Ольга Юрьевна, психолог, директор МКУ г. о. Самара МЦ «Самарский»