В комплексной реабилитации детей с врожденными или приобретенными нарушения слуха и интеграция их в общество имеет большое значение компенсация потерь слуха.
Слухопротезирование является важной составляющей в слухоречевой и социальной реабилитации слабослышащих и глухих.
Подбор и настройка индивидуального слухового аппарата - очень сложный процесс, успешность которого у детей зависит от начальной диагностики, квалификации нарушений слуха и адаптации ребенка к подбираемому аппарату.
Объективность и полнота диагностических данных предопределяют эффективность всех реабилитационных мероприятий.
До настоящего времени, абсолютно достоверных объективных методик разового аппаратного исследования уровня нарушений слуха практически нет, так как в функции слушания, кроме чисто физических характеристик нарушений слуха, имеет большое значение психологический компонент слушания.
Для достоверной квалификации уровня нарушения слуха у ребенка, а так же подбора и настройки ему слухового аппарата, требуется многократное сурдологическое обследование с адаптацией ребенка к слушанию в разных условиях.
Поэтому в процесс обследования обязательно должны быть включены занятия ребенка с сурдопедагогом. Иногда, в процессе адаптации приходиться не толькол перенастраивать аппарат, но иногда и менять первоначально подобранный слуховой аппарат.
Для подбора слуховых аппаратов необходима функциональная диагностика нарушения слуха у ребенка, при проведении которой используется Верботональная методика.
Функциональная диагностика помогает выявить степень слухового восприятия речи ребенком и определить его оптимальное слуховое поле, на котором при наименьшем усилении достигается наилучшая разборчивость речи. Эти данные должны обязательно использоваться при настройке слухового аппарата.
Современные программируемые и цифровые слуховые аппараты имеют большие возможности в настройке и регулировке. Тонкая настройка и адаптация к слуховому аппарату – сложный многоступенчатый длительный процесс, который может продолжаться от нескольких дней до 2 – 3 месяцев.
Длительность адаптации при подборе слухового аппарата, зависит от возраста ребенка, индивидуальных возможностей организма, а также от длительности периода времени с момента потери слуха до момента протезирования. Чем меньше этот период, тем быстрее и легче проходит процесс адаптации.
Более физиологично биуральное (протезирование на оба уха) слухопротезирование, которое создает наиболее психологически комфортные условия для селективного слушания и активно стимулирует развитие словесной речи, так как обеспечивает объемное пространственное звуковое восприятие.
Бинауральное (протезирование на оба уха) слухопротезирование на 2-3 дБ снижает фоновый шум. Это улучшает разборчивость речи при меньшем усилении, по сравнению с моноуральным слухопротезированием.
В детской практике настройка слухового аппарата производится с интервалами через несколько дней, с учетом постепенной адаптации ребенка к ношению слухового аппарата.
К сожалению, это бывает не часто. Чаще дети получают слуховые аппараты по техническим характеристикам и довольно часто ими не пользуются, так как полученный слуховой аппарат не улучшает слух и не комфортен для ребёнка.
Преимущество слухопротезирования по сравнению с кохлеарным имплантированием в том, что слуховой аппарат можно снять на ночь, во время купания и отдохнуть от электроники. Замена слухового аппарата гораздо дешевле и проще, чем настройка речевого процессора искусственной улитки. Поэтому если есть остатка слуха, показан подбор современного цифрового слухового аппарата.
Самый талантливый и любящий детей педагог не сможет научить глухого ребёнка слушать и говорить без качественного слухопротезирования.
Добавить комментарий