
"Слушать всем телом"
Профессор Младен Ловрич СУВАГ (Загреб)
В середине прошлого века в Хорватии был разработан Верботональный метод реабилитации глухих детей.
Его автор – действительный член Академии наук и искусства Хорватии Петар Губерина, в 1961 году создавший в Загребе реабилитационный центр «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Хорватия – очень маленькая и небогатая страна.
Реабилитация глухих детей у нас ведется с рождения только с использованием верботонального метода. Организовать реабилитацию, которая дает стабильный эффект, для нас выгоднее, чем оказывать помощь глухим людям в течение всей жизни.
Сегодня по Верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50летней историей.
В России о Верботональном методе было известно еще в советские времена, однако он так и не получил распространения. Были единичные примеры, когда глухих детей через Минздрав СССР отправляли на реабилитацию в Югославию, в Загребский центр «СУВАГ», где за несколько месяцев они достигали таких результатов, каких в России не удавалось добиться за годы. Советские специалисты , осматривавшие детей до и после реабилитации, считали их речь «просто фантастической».
С 1990 года метод применяется и в России.
Глухота считается особенно тяжелой патологией, потому что влечет за собой немоту. Человеческая речь формируется и развивается на основе слуха: ребенок, обучаясь говорить, повторяет те слова, которые слышит.
Поэтому научить говорить глухого ребенка можно только через развитие слухового восприятия.
Сторонники верботонального метода исходят из того, что слуховой и речевой центры у глухого ребенка сохранны (детей с абсолютной глухотой практически нет), и нужно сделать так, чтобы они заработали.
Петар Губерина приводил такую аналогию: если не разрабатывать сломанную руку, она так и повиснет плетью.
Смысл его метода в том, чтобы разрабатывать слуховой центр, одновременно формируя речь.
Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий.
Ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильны доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр.
Особое внимание уделяется развитию моторики тела, фонетической ритмике, музыкальным и другим занятиям.
Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами «Верботон».
Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.
На начальном этапе реабилитации дети учатся рассказывать сказки с помощью ритма, темпа и интонации, используя один или несколько звуков (например, сказку про Волка и Красную Шапочку можно рассказать, по разному произнося звук «а»).
В традиционной методике реабилитации аппаратура тоже использовалась, но процесс формирования произношения строился на механической постановке звуков, не уделялось достаточного внимания работе над ритмом, темпом и интонацией, отсюда монотонная речь глухих людей даже при правильно поставленных звуках.
Верботональный метод применяется и для реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию (хирургическую операцию по вживлению в ухо кохлеарного импланта – электронного устройства, позволяющего слышать). После такой операции детей нужно обучать слушать и говорить фактически с нуля, в противном случае эффекта не будет.
Но Верботональный метод – это не «золотая игла» и не «чудо таблетка».

Эффективность реабилитации зависит и от речевых способностей ребенка, и от особенностей заболевания (включая наличие сопутствующих патологий), и от правильности применения методики, и многих других факторов.
Как при обучении иностранному языку: всех одинаково учат в школе, но одни люди достигают результатов быстро и легко, другим нужно больше времени и больше внимания педагогов, а третьим - так и не удается научиться говорить свободно.
Большое значение имеет и позиция родителей, их готовность помогать ребенку. Впрочем, как считают последователи метода, «нет плохих родителей; есть родители,с которыми мы плохо работаем».
Добавить комментарий